Что сейчас интересует покупателей на рынке недвижимости (результаты исследования)
В конце июля мы опубликовали анализ поисковых запросов россиян по тематике недвижимость в Яндексе в диапазоне трех лет. Отчет можно посмотреть здесь.
Графики четко показали, что инструменты льготной и семейной ипотеки стали главными маркерами рынка. Например, за три года количество запросов «семейная ипотека» увеличилось в 10 раз. При этом колоссальный рост стоимости привел к постепенному снижению спроса на рынке. Число запросов «купить квартиру» упало на 62%, «купить дом» — минус 48%, даже запрос «строительство дома» стал интересовать меньше на 60%.
В период с июля по ноябрь месяц происходила значительная трансформация рынка ипотеки и интересов россиян. И мы снова проанализировали поисковые запросы, но уже на коротком промежутке за последние 4 месяца.
Интерес к «семейной ипотеке» взлетел в июле, потом упал и снова в октябре вернулся к максимуму.
Запросы «купить квартиру или дом, строительство дома» остались в том же уровне. Запрос «стоимость квартир» за 3 года к июлю 2024 года упал на 52%. В «мире льготной ипотеки» покупателей больше интересовал размер ежемесячного платежа. Теперь же, за 4 месяца интерес к стоимости квартиры сразу взлетел на 30%. Рынок возвращается к цене как к главному ориентиру будущей сделки.
Из запросов значительно изменившихся в этот период можно отметить:
Ипотека без первоначального взноса – рост в 3,5 раза (лидер роста запросов за 4 месяца)
Квартиры в рассрочку + 51%;
Скидки и акции на квартиры – рост в 3 раза (относительный рост высокий, но абсолютное число запросов невелико);
Ипотека от застройщика – рост в 2,5 раза;
Субсидированная ипотека – рост в 2,1 раза;
Квартира на сдаче +40%;
Дальневосточная ипотека – рост в 2 раза;
Квартиры за наличку +30%.
Соответственно стоит отметить и возросший интерес россиян к депозитам, как альтернативе инвестициям в недвижимость:
Депозиты + 60%;
Ставка депозитов – рост в 2,8 раза.
Давайте теперь коснемся локальных данных по порталу КРАСДОМ. Не смотря на значительно падение объемов выдачи ипотеки и количества зарегистрированных сделок интерес к покупке недвижимости сохраняется. Данные Яндекс.Метрики не показали снижения трафика посетителей портала КРАСДОМ в эти месяцы. Наоборот, увеличилось время нахождения пользователя на сайте и количество просматриваемых страниц на 12 и 14% соответственно. На 24% увеличились просмотры раздела «Акции и скидки от застройщиков», на 29% увеличились просмотры карточек новостроек сдача которых запланирована на конец 2025 и первый квартал 2025 года. Просмотр объявлений с пометкой «срочная продажа» увеличился на 15%. Новостройки «на старте продаж» стали просматривать на 11% больше. Видно насколько сместился вектор интересов потенциальных покупателей.
В целом можно сделать следующие выводы:
- Семейная ипотека остается самым привлекательным вариантом покупки квартиры, даже несмотря на увеличения размера первоначального взноса и появления дополнительных комиссий в некоторых банках.
- Субсидированная ипотека за счет застройщика (ипотека от застройщика) остается важным инструментом доступности ипотечных платежей хотя бы на коротком сроке, пока не началось снижение ключевой ставки.
- Покупателей с деньгами интересуют акции и скидки от застройщиков, а также цены на срочные сделки на вторичке. Опрос показал, что значительные скидки в 20-30% могут сподвигнуть на быстрый выход на сделку и использование средств с депозитов.
- Рост интереса к ипотеке без первоначального взноса в 3,5 раза говорит о качестве потенциальных заемщиков либо о желании вскочить в уходящий вагон с оставшимися льготными программами (нужно дополнительно исследовать это вопрос).
- Часть потенциальных покупателей вернулась на рынок аренды (доля запросов по аренде выросла на 40%).